Шуваловский проезд и северный фасад

Начинать знакомство с дворцом принято с ворот. Когда мы въезжаем в Алупку и с западного центрального входа попадаем во дворец, мы видим хозяйственный и Шуваловский корпуса и Шуваловский воротный проезд между ними. Графы Шуваловы - родственники Воронцовых, дочь М.С.Воронцова Софья, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, в правом корпусе располагались ее апартаменты. Узкий коридор между двух похожих на крепостные стен, две круглые зубчатые башни, ворота между ними, узкие, похожие на бойницы, окна, грубоватая кладка из крупных зеленоватых блоков - своеобразный ремейк европейского средневековья. Отдельные ворота вели на хозяйственный двор.

Дальше мы попадаем на парадный двор перед главным корпусом дворца, перед его северным фасадом. Здесь сохраняются элементы замковой архитектуры, но в то же время они уже смягчены и благородными пропорциями, и разнообразными, изысканными деталями поздней английской готики эпохи Тюдоров. Пластика северного фасада сложна: центральный выступающий из объема здания ризалит с парадным входом, центральным оконным проемом второго этажа и сложным, трехчастным фронтоном над ним, по сторонам от него остекленные граненые эркеры. Фасад фланкирован башнями, возвышающимися над основным объемом здания на высоту полуэтажа и завершенными затейливыми аркатурными поясами и луковичными куполами. Карнизы стен с зубцами-кремальерами, стилизованные оголовки дымоходов, узковатые, высокие окна северного фасада, сводчатая воротная арка, массивы двух квадратных башен над ней. На северной башне установлены часы с боем: круглый белый циферблат со строгими римскими цифрами, массивные стрелки. Выше начинаются парковые террасы и Малый хаос. Таково обрамление парадного двора. Здесь мы зайдем во дворец.

Шуваловский проезд

Что нам не показали?

Экскурсантам не показывают помещения на втором этаже и антресолях, там располагались спальни. По-видимому, оформлены они были много скромнее: панели светлого дерева, не очень изысканная лепнина карнизов и потолков, гладкий паркет. Обстановка, надо полагать, утрачена. Комнаты просторные, светлые, думается, прохладные; отопление - те же камины, однако дворец все же предназначен в первую очередь для летнего проживания.

А вот то, что мы не были в библиотеке, действительно достойно сожаления. Как уже отмечалось, библиотека занимает отдельный корпус. Книгохранилище расположено на втором этаже. Некогда книжное собрание Воронцова насчитывало до 25 тысяч томов и по своему характеру было энциклопедическим. Здесь же хранилось собрание гравюр XVI -XVIII вв. и старинных карт. Естественно, за прошедшее столетие фонды библиотеки изрядно прорежены, сказался энтузиазм первых лет советской власти, война также не обошла их стороной, затем значительную часть собрания изъяли в фонды библиотеки АН СССР, часть съели мыши. Но и то, что сохранилось, представляет внушительное зрелище и немалую научную и библиографическую ценность.

Естественно, основная часть библиотечного интерьера - это четырехметровые украшенные резьбой стеллажи, уставленные фолиантами, высотой почти до потолка. До верхних полок было бы не добраться без забавного столика-стремянки. Потолок помещения похож на потолок столовой, но несколько скромнее. В ячейках-кессонах находятся лепные геральдические композиции: гербы Воронцовых и Браницких. Массивный письменный стол, удобное кресло, рядом пара огромных глобусов на резных трехногих подставках: сфера земная и сфера небесная. Против выходящих на юг окон, над камином, в оформленной резьбой нише находится парадный портрет католикоса Армении мудрого Нерсеса V.